Эта компания входит в состав одного из главных индексов американской экономики – Dow 30. За всю историю своего существования она произвела столько напитков, что если раздать их всем людям на Земле, то каждый получил бы примерно по 770 бутылок. Ее название стало мировым брендом, который знают даже дети – это Coca-Cola.
История этой великой компании уходит своими корнями в далекий 1886 год, когда офицер в отставке, работающий фармацевтом – Джон Смит Пембертон, задумался о способах снятия стресса у граждан США. Дело в том, что в те далекие и, не побоимся этого слова, дикие времена стресс снимали с помощью наркотических средств, таких как кокаин и морфий. Причем считалось, что эти вещества менее вредны, нежели алкоголь. И вот Джон методом проб и ошибок вывел формулу снимающего стресс напитка, в состав которого входил кокаин.
Название было выбрано не случайно: в состав напитка в то время входили листья коки и орехи тропического дерева колы. Так и получилась Кока-Кола (Coca-Cola).
Тогда люди еще не догадывались, какой вред наносит организму кокаин, поэтому напиток продавался свободно, равно как и морфий.
Изначально Coca-Cola была запатентована как лекарство от нервных расстройств, однако продажи нового напитка были не очень большими, если не сказать – почти нулевыми. Но это было только начало.
Кстати, автором логотипа фирмы стал Фрэнк Робинсон, бухгалтер Пембертона. Именно он написал красивыми буквами название, и именно таким мы встречаем его сегодня на каждой бутылке Coca-Сola.
Ежедневно продавалось всего 9–10 бутылочек с «эликсиром». Выручка за первый год продаж составила $50, в то время как на производство затрачивалось $70. Таким образом, производство оказалось убыточным.
К сожалению, Пембертон был только фармацевтом, а не коммерсантом; ему не хватило предприимчивости для того, чтобы активно и целенаправленно заниматься продвижением собственного изобретения.
Подъем компании начался в 1888 году, когда вдова Пембертона продала права на напиток бизнесмену Асу Гризз Кэндлеру (родом из Ирландии).
Асу Гризз Кэндлеру был сильный и волевой человек, благодаря его целенаправленным усилиям, особенно по части маркетинга, продажи напитка начали расти. И уже через четыре года в 1892 была основана The Coca-Cola Company, которая и в наши дни занимается производством «волшебного» напитка, а оборот компании составил более $120 000.
Очень быстро Coca-Cola становится самым известным безалкогольным напитком в США.
И все было бы отлично, но вскоре общество начало осознавать опасность наркотических веществ, и вслед за этим на компанию посыпались обвинения. Это вынудило изменить рецепт напитка, и с тех пор он уже давно не содержит кокаина.
В 1902 году на рынок выходит главный конкурент компании – Pepsi, войны за потребителя с которой длятся и в наши дни. Но для новичка время уже было упущено. Coca-Cola уходила на экспорт в другие страны, например на Кубу и в Панаму, а новоиспеченный конкурент только лишь начинал завоевывать местный рынок – США.
Вот видите, как важно первым занять перспективную нишу, пока нет конкурентов, – когда они появятся, им придется приложить немало труда для того, чтобы хотя бы приблизиться к вам! Пока они будут пытаться вас нагнать, вы в спокойном режиме будете двигаться дальше. Именно так и поступала компания Coca-Cola.
Через четыре года у руля Coca-Cola встал Роберт Вудроф. Именно благодаря этой легендарной личности, руководившей компанией без малого 60 лет, компании удалось сохранить лидирующее положение на рынке.
Именно благодаря Вудрофу появились единые стандарты для создания, розлива и даже расстановки напитков на полках магазинов. Помимо этого была разработана и картонная упаковка, вмещавшая в себя сразу 6 бутылок. Компания стала занимать более агрессивную позицию на рынке в части брендинга и продвижения, в том числе и благодаря социальным проектам.
Coca-Cola расширила свой ассортимент, в котором появилось два новых напитка: в 1958 году – Fanta, а в 1961 году – Sprite.
По своим вкусовым качествам новые напитки существенно отличались от Coca-Cola. Именно это позволило компании укрепить свои позиции на рынке безалкогольных напитков. Как видите, диверсификация – вещь полезная!
Сегодня компании уже более 100 лет с момента основания, а бренд Coca-Cola является самым узнаваемым во всем мире, сеть продаж распространяется на 200 стран. Каждый день в мире продается более 1 млрд бутылок напитков этой компании. Казалось бы, напитки не сравнить с самолетами, но размах производства и реализации впечатляет. Во многом это было достигнуто благодаря четкой организации и систематизации процесса, и здесь Coca-Cola не имеет себе равных!